Парадоксы современного лесопиления: «Мы никого не уволили, но производительность выросла в три раза»
Теги
С лесопильной линией WM4000 латвийская компания PRO WOOD увеличила объемы производства в три раза c прежним количеством работников и добилась практически полного использования древесных отходов.
Если вы строите дом или занимаетесь ремонтом в Латвии, то, наверняка, хорошо знаете компанию PRO WOOD. Это среднее по размерам лесопильное предприятие освоило интересную рыночную нишу: от компаний-гигантов, продающих большие пакеты пиломатериала, PRO WOOD радикально отличается тем, что здесь вы можете приобрести – отдельные доски!
Рассказывает владелец компании PRO WOOD Марекс Зданевичс:
«Приходит заказчик. Он строит дом. Ему нужен стройматериал. И мы изготавливаем для него продукцию, загружаем целый грузовик – 45 кубов, где в общей сложности есть доски 28 типоразмеров».
«У нас также есть склад-магазин, где стоят пакеты с готовым материалом. Можно выбрать столько, сколько вам нужно, хоть одну планку. В Риге у нас две торговые площадки, и свой транспорт для доставки пиломатериала клиентам».
История предприятия PRO WOOD
Однако, 30 лет назад на том месте, где сейчас расположены производственные цеха PRO WOOD, в буквальном смысле был дремучий лес.
Рассказывает Марекс Зданевичс:
«После окончания Советского Союза, латышам вернули их имущество. Моей маме вернули земли, принадлежавшие нашим предкам. Мне тогда было 18 лет, и я, взяв новенькую бензопилу Хускварна, попробовал спилить дерево в нашем лесу – это был мой самый первый опыт в деревообработке».
Но Марекс тут же столкнулся с проблемой.
«Латвия в тот момент была крайне неразвита. Невозможно было найти лесовоз, чтобы вывезти бревна».
Поэтому первым автомобилем, который он купил в своей жизни, был… КАМАЗ.
«Я стал шофером и начал возить лес. Затем покупать лес на аукционах. И однажды, кто-то спросил – а почему ты доски не пилишь? Ну, что ж, можно попробовать».
Так постепенно, начиная с 1994 года, Марекс развивал свой бизнес, и на земле его мамы появилось производство с ленточнопильными станками.
Знакомство с технологией Wood-Mizer
«Я узнал о Wood-Mizer давно, - продолжает Марекс. – Я увидел станок Wood-Mizer в действии на какой-то выставке – оператор тогда ездил, сидя в кресле, рядом с пилящей головой. Я был поражен производительностью этой пилорамы! На наших станках в то время нужно было вручную загружать бревна, вручную толкать пилящую голову. А у Wood-Mizer производительность была в два раза выше. Я сразу же нашел контакты, узнал, кто производит эти станки, но по цене в то время он был для нас недоступен».
Время покупки оборудования Wood-Mizer наступило в феврале 2017 года. Решив инвестировать в новый лесопильный комплекс, PRO WOOD сразу сделал ставку на наиболее мощный и эффективный промышленный станок из линейки Wood-Mizer.
Подготовка к большой инвестиции
Как признается Марекс Зданевичс, решение было непростым.
«Во-первых, в то время это была самая большая одномоментная инвестиция для нашего предприятия. А во-вторых, в Латвии ни у кого не было такого станка – WM4000».
К счастью, в Эстонии уже работали лесопильные комплексы WM4000, и сотрудники PRO WOOD созвонились, съездили, посмотрели оборудование в действии и разобрались в его особенностях.
Вместе с лесопильным комплексом WM4000 был приобретен многопильный станок EG300 от Wood-Mizer и транспортеры для готового материала от латвийского производителя.
В общей сложности, от момента заказа станка до его запуска прошло примерно полгода.
«Мы серьезно подготовились: забетонировали площадку, сделали электроподключение и аспирацию, - рассказывает Марекс. – Когда к нам доставили линию, мы вместе со специалистами Wood-Mizer инсталлировали ее примерно за 2-3 дня, и, по-моему, через неделю от момента доставки оборудования начали пилить».
Особенности технологии WM4000
«Есть новые реалии современного лесопиления: нужна более высокая производительность и при этом надо задействовать меньше людей – тогда затраты на производство сокращаются. В сегодняшней экономике, при большой производительности, снижение расходов – один из самых важных моментов», - утверждает Марекс Зданевичс.
Эффективность лесопильной линии WM4000 достигается за счет следующих особенностей конструкции:
- Используются узкие ленточные пилы. Они просты в обслуживании, стоят дешевле по сравнению с широкими пилами, для их работы требуются двигатели меньшей мощности (в станке WM4000 главный двигатель 22 кВт)
- Гидравлическая система для манипулирования бревнами. Мощная гидравлика в станке WM4000 полностью заменяет людей в таких трудоемких операциях, как загрузка бревна на станину, вращение бревна, выравнивание и прижим. Раньше, когда этими операциями занимались люди, они уставали, и производительность резко падала.
- Конвейеры для транспортировки материала. Бревна поступают на станок с накопительной рампы, а напиленная доска отбирается автоматически по встроенному ленточному конвейеру. Для этих операций люди не нужны.
- Инновационная система управления. Станком управляет один оператор. Он работает в комфортных условиях, сидя в кресле за пультом, находящемся на некотором возвышении над станком, откуда оператор имеет хороший обзор зоны пиления.
Как работает лесопильная линия WM4000
Станок WM4000 при всех преимуществах узкой ленточной пилы (высокий выход продукции, низкие затраты энергии, недорогие пилы и простая заточка / разводка пил), достигает производительности, свойственной широкой ленточной пиле.
«Этот станок работает один к трем, то есть производительность в три раза выше, чем у простых дешевых аналогов», - говорит Марекс Зданевичс.
Вот как выглядит последовательность операций на линии WM4000 в PRO WOOD.
Бревна складируются на накопительную рампу снаружи цеха, где можно выгрузить одномоментно дневной запас материала. Цепной привод перемещает бревна внутрь цеха, и выгружает их по одному на станину WM4000.
Оператор находится в кабине, откуда он управляет всеми функциями станка с помощью двух джойстиков, а информацию получает на сенсорном экране, где отражены данные о размерах доски, положении пилящей головы по вертикали и горизонтали и мощность на пиле. Электронная линейка помогает ему задавать размеры доски по толщине.
Пилящая голова, как и в большинстве станков Wood-Mizer, имеет консольное крепление на станине, что дает возможность распиливать крупные бревна.
«Чем хорош этот станок? Он работает с большими диаметрами древесины, - подтверждает Марекс. – Он спокойно может распиливать диаметры 50-60 см с тонкого конца и выпиливать большие сечения».
«Мы работаем с компаниями, которые делают реставрацию старинных зданий. Мало кто в Латвии способен напилить брус размером 150 х 400. У нас заказывают такие крупные сечения. Мы можем это сделать».
После того, как бревно загружено на станину, оператор, используя джойстик, дает команду гидравлике на вращение бревна цепным переворотом, выравнивает его с помощью гидравлических домкратов и прижима.
«Не нужно вручную переворачивать. Ведь вы представьте, бревно диаметром 40 см – это один кубометр древесины, то есть 700-850 кг. Станок делает это легко, сам переворачивает, сам удаляет материал с распиловочного стола».
«Мы пилим много крупных сечений – 50х150, 50х300 и даже 50х350, что для это станка не является никакой проблемой», - подтверждает Марекс.
Когда бревно надлежащим образом расположено и закреплено на станине, оператор выставляет пилящую голову по вертикали и дает команду начать пиление. Движения пилящей головы управляются серводвигателями, которые быстро реагируют на команды оператора, снижая затраты времени, за счет чего производительность также растет.
Пиление происходит во время движения пилящей головы по направлению к пульту оператора. А при возвратном движении головы, закрепленные на ней захваты снимают готовую доску и переносят ее на встроенный после станка приводной ленточный конвейер, который в этот момент включается автоматически (конвейер не работает непрерывно для экономии энергии).
Затем напиленный материал попадает в многопильный станок EG300, также выпускаемый фирмой Wood-Mizer.
«Многопил – шикарный станок! – говорит Марекс. – Я переживал, что он не будет выдерживать геометрию. Но по факту, за мою почти тридцатилетнюю практику, многопил EG300 за такую цену – это самое достойное оборудование».
В многопильном станке EG300 может быть до пяти циркулярных пил. Установка положения пил на валу для размера по ширине производится с пульта управления.
«Правильная геометрия, которая быстро перестраивается, и ты получаешь весь спектр размеров, которые ты хочешь», - говорит Марекс.
Доски после многопила попадают на транспортер, который переносит их к упаковочному столу. Второй конвейер удаляет обрезки, шалевку и горбыль из-под многопила.
«В итоге, что у нас получилось по персоналу: работает оператор WM4000, оператор многопила, за ним стоит один подсобный рабочий и два человека на упаковочной линии, которые укладывают готовую продукцию».
«Конструкционные материалы мы делаем из хвойных пород древесины – местной прибалтийской сосны и ели длиной от 3 до 6 м».
«Мы работаем в одну смену 8 часов, и, в среднем, перерабатываем 40 кубометров бревен в день».
Циркулярная экономика в действии
Сейчас, когда Европа утвердилась в планах развития «зеленой» энергетики, такие фирмы как PRO WOOD демонстрируют верные шаги в направлении циркулярной экономики, где важна эффективность каждого отдельного процесса. Главные принципы циркулярной (цикличной) экономики – это максимальное использование ресурсов, при этом отходы не должны накапливаться, а негативное влияние на природу должно полностью отсутствовать.
«Дело в том, что мы с самого начала использовали технологию узких ленточных пил, - говорит Марекс. – С этой технологией пропил минимальный, и соответственно больше готового пиломатериала и меньше опилок получается из каждого бревна».
«В станке WM4000 очень хорошее решение – это «ползуны» [двойные блоки-стабилизаторы пилы], между которыми вставлена пила. Если горизонтальный и вертикальный уровни выставлены правильно, то пиление идеальное, миллиметр в миллиметр, - говорит Марекс. – Это важная особенность станка WM4000. Проблема «волны» отсутствует в принципе».
Чем больше качественной продукции, тем меньше отходов и обрезков.
«Бизнес сильно усложнился с тех пор, как я начал им заниматься в 1994 году, - говорит Марекс. – Раньше пилорамы были в каждом дворе, и рядом с ними горел вечный костер. Теперь все складывается в кучи, продается, нужно иметь дробилку для щепы или заказывать такую услугу. Многие думают, что это достаточно легко, но это не так. Опилки со щепой стоят больших денег. Их покупают производители плит, гранул. Например, в 3-х километрах от нас находится эстонская компания, которая выпускает гранулы. Каждая машина – это 800-900 евро. Чтобы быть эффективным, нужно уметь считать: выход, налоги, какой продукт сейчас выгодно продавать на рынке.»
Расчеты показывали, что PRO WOOD должен окупить линию WM4000 за четыре года. И хотя после внедрения линии жизнь бросила лесопильному бизнесу несколько крупных вызовов – выход Англии из ЕС, лесоповалы в Европе, повреждение лесов жучками, пандемия – тем не менее, PRO WOOD добился своей цели даже раньше намеченных сроков.
«Было много комментариев, мол, да, конечно, вы молодцы, что поставили новую технологию, но сколько же вы людей уволили? Мы никого не уволили, никого не сократили, но при этом увеличили объемы пиления в три раза».
***